ФФНР подписан

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка…………………..…………………………………….…3
1.2 Цели и задачи коррекционной программы………………………………………4
1.3 Принципы построения коррекционной программы……………………………..5
1.4 Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы ……..7
2. Содержательный раздел.
2.1 Особенности развития речи детей с ФФНР………………………………….…..8
2.2 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми……..............10
2.3 Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий………………………..12
2.4. Диагностика речевого развития………………………………………………….15
3. Организационный раздел.
3.2 Содержание логопедической работы
по преодолению ФФНР у детей старшей группы 5-6 лет……………………….……16
3.3 Содержание логопедической работы
по преодолению ФФНР у детей старшей группы 6-7 лет……………………........…22
Методологическая и нормативно-правовая база рабочей программы……………..…30

2

1.Целевой раздел.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)-это нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина,
Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей
готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к
неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать
дефект может только квалифицированная помощь.
В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей,
имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную
группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом
(дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие
процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный
анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных
представлениях о звуковом составе слова. Процесс владения звуковым составом слова,
в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного
взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой
дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в
дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является
оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха —
фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой
действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в
развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г.
В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. и др.), а также
огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по
коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить
речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами
письма и чтения еще в дошкольный период.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении
реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования "От рождения до школы" разработанная на основе ФГОС дошкольного
образования.
Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи
с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетикофонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей
программы по их коррекции у старших дошкольников условиях логопедической
группы.
3

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических
категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование
коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка
дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения
чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его
социализации.
Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого
дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая
единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным
образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6
части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям,
целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС
Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на
развитие
познавательно-речевой,
игровой,
оздоровительной
деятельности,
компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры
поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии
коммуникативных навыков.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и
системы коррекционной работы с детьми с ФФН:
-Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием».
• Цель программы –сформировать полноценную фонетическую систему языка,
развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового
анализа и синтеза, фонематических представлений, доступных возрасту,
сформировать полноценные произносительные навыки; автоматизировать
слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях,
формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных
навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
-подготовка к обучению грамоте;
-осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников,
педагогами ДОУ.
4

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи
детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи детям
в освоении общеобразовательной программы ДОУ.
1.3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой
речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего
развития»);
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития
детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого
нарушения;
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность,
стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи. В
логопедическую группу зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной
системы родного языка. У детей с различными речевыми расстройствами вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем и детей с фонетическим недоразвитием
речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе
и сохранной иннервации речевого аппарата.
Общедидактические
принципы:
научности,
систематичности,
последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего
характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на
групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан
на 1 учебный год по возрастам (старшая группа и подготовительная к школе группа).
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 4
человек). Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю индивидуальная.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в
течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление
коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков
психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в
овладении программой.
Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий
детьми.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной
работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной
функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми
нарушениями проявляются особенности в психической деятельности:
неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная
5

сформированность игровой деятельности.
Специфика на рушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов
произношения различных звуков, вариативности их проявлений в разных формах
речи, в разной степени не сформированности фонематического восприятия, что в
целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной
коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены два типа занятий:
индивидуальные и подгрупповые.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях
логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорректировать некоторые
личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте,
сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребёнок должен
овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать
его в облегченных фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном
слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок
подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий-воспитание навыков коллективной
работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество
речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой,
меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений
дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени
дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
Занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных
звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в
различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается
дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с
окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность
обучения, предоставить ребёнку благоприятные условия для овладения родным
языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На
занятиях
организуются
совместные
игры
дошкольников,
обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для
развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа
речевой карты ребёнка с ФФН. В плане индивидуальной работы отражены
направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе
логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях,
умениях, навыках ребёнка с ФФН и ФН. Это позволяет повысить эффективность
занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и
воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст
ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным
планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков.
6

Занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ФФН (старшая группа) ориентированы на
развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической
мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий языка, развитие
связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в
неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. Занятия для детей в группе 6 - 7
лет с ФФН (подготовительная группа) ориентированы на развитие моторных навыков,
формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи,
развитие
фонетико-фонематических
процессов,
развитие
интонационной
выразительности и дикции и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого
занятия 20-25 мин.












1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
В итоге коррекционной работы дети должны:
правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и
формах речи;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в
слове;
различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
правильно передавать слоговую структуру слов в самостоятельной речи.
активно пользоваться различными способами словообразования;
изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и
пересказывать их.
овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетноролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Диагностика речевого развития производится 3 раза в год (стартовая,
промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики речевого
развития на каждого ребенка.

7

2.Содержательный раздел.
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не
только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного
артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и
различать правильное и не правильное произношение звуков в чужой и
собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно; связаны между собой:
хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными
упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного
звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен
осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не
только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря
взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо
развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в
какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально развивающиеся
дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора
ребёнок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря чёткой работе
слухового анализатора заметит и сам её исправит.
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников
показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным
является:
• Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки
[с] и [ш] могут заменяться нечётко произносимым смягченным звуком [ш];
• Смешение звуков, т.е. в одних случаях ребёнок употребляет звуки [с],[ш] правильно
(санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимо замещает их;
• Замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаёт потбим тами»«Самолет построим сами»);
• Искажённое произношение звуков в сочетании свыше перечисленными
дефектами.
Признаком фонематического недоразвития является чаще всего
незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими характеристиками.
Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных
диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития
фонематического восприятия. Например:
• выделить определённый звук из ряда других звуков;
• повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти
звуки ребёнок произносит правильно):па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т.д.;
• определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в
словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;
8

• самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
• назвать ряд слов, содержащих определенный звук.
Как правило, подобные задания вызывают затруднения.
У детей с ФФН несформированность фонематических представлений
снижает готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения
первого гласного или согласного звука дети называют слог или всё слово.
Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и
фонематическом развитии не позволяет детям полноценно усваивать программу
общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них
появляются специфические ошибки:
• замены согласных букв («зелезо» - железо, «лека»-река и т.д.);
• пропуски букв(«смовар», «тул» и т.д.);
• перестановка букв и слогов («кошолапгка»-шоколадка, «петерь»-теперь,
«логова»-голова,«моколо»—молоко и т.д.);
• замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е-и (сел-«сил»),
-у (пол - «пул»); вставка лишних букв («пошала»-пошла).
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также
указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов
языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения
звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.
Проявления речевого недоразвития у данной категории в большинстве случаев
нередко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании
грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных
предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с
существительными и т. п.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,
спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их
коррекции.
Основные направления работы:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФН;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в
освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФН в условиях
дошкольного
образовательного
учреждения,
способствует
формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

9

2.2 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми
Основными направлениями работы по развитию речи детей с ФФН
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на
откорректированном речевом материале осуществляется: развитие у детей внимания к
морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении,
обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов, воспитание у детей
умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и
сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в
самостоятельной связной речи, развитие связной речи в процессе работы над
рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по
автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; Специфика нарушения
речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных
звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени
несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает
необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с
этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и
фронтальные. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях
ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и
автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в
прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом,
ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная
цель подгрупповых занятий - умение работать в коллективе. На этих занятиях дети
должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Состав подгрупп, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики
достижений дошкольников в коррекции произношения.
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход,
направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны
речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет
усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе
работы
выделяются
основные
цели:
формирование
нормативного
звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического
недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Формирование полноценной звуковой культуры речи детей с отклонениями в
развитии-сложная много аспектная задача, решение которой зависит от степени
развития: фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков,
просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые
умения и навыки в разных условиях речевого общения.
10

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных
навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка.
Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в
тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над
формированием звуков должна быть создана единая система чётко различаемых,
противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка
неодинаковы по трудности для произношения.
В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или
опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся не
отчётливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в
артикуляционном аппарате ребёнка. В связи с этим осуществляется уточнение их
артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной
структурной сложности.
В программе предусмотрена определённая последовательность усложнения
речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в
сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция
и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное
выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким
образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными
характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому
способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными,
так и с неисправленными, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух.
В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные
по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких
по артикуляционно – перцептивным признакам. Для систематических упражнений
подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым
анализом слова упражнения усложняются за счёт включения новых типов звуко слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно
произносимые и смешиваемые звуки.
Очень важным методическим требованием является особая организация
речевого материала для занятий:
• он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
• нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
• произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных
сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое
значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Помимо специфических логопедических приёмов применяются упражнения,
направленные на развитие слуховой памяти – запоминание рядов из 3-4 слов;
воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются
слова всё более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко
используются различные виды слоговых упражнений:
• воспроизведение ритмов;
• сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
• рифмованные фразы.
Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные
11

слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
Однако простого механического повторения и закрепления навыка
произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи.
.Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного
образования.
При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно
опираться на специфические принципы системности и правильного подбора
лексического материала. При определении лексического минимума учитываются
разные позиции звука в слове.
Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова,
подчёркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашкакаска, мышка-миска, лук-жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового
контекста (коса девочки, коса- орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ.
Формы организации коррекционной деятельности.
Основная цель подгрупповых занятий-первоначальное закрепление поставленных
звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 2-3детей,
имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых
структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых
звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных
ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом
исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети
объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав
детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено
динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых
имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава,
отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в
строении артикуляционного аппарата и т.д.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного
аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребёнка были вполне
осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый
артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой,
зрительный, кинестетический анализаторы;
12

• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения
имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э],
[я],наиболее доступные согласные звуки [м] - [м'], [н] - [н'], [п]-[п'], [т]-[т'],[к]-[к'],
[ф]-[ф' [в]-[в'], [б]-[б'],[д]- [д'], [г] - [г'] и т. д. Нередко многие из них в речевом
потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому
необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более
чёткую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат,
создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
• постановку отсутствующих у ребёнка звуков общепринятыми в логопедии
методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие
конкретно звуки дефектно произносятся ребёнком. Так, в группе свистящих и
шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с]- [с'], [з] - [з'], [ц], [ш],
[ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится
звук [ж], от [б] - [д], от [д] - [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л]
определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
В работе над произношением выделяется два этапа-собственно постановка звука
при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками
на соответствующем речевом материале.
Приёмы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для
каждого звука, но и для каждого ребёнка с нарушенным произношением в
зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими
звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого
выделяем заданный звук:
• в открытых слогах (звук в ударном слоге):са-сани, су-сук, со-совы, сы-сын
• в обратных слогах: ос-нос;
• в закрытых слогах: сос–сосна;
• в стечении с согласными: сту-стук, ска-миска.
Дифференциация звуков осуществляется с постепенным усложнением.
Например: са-ша, ша-са; саша-ша-са; саш-сош; са-ша-са-ша-са.
Тренируется быстрое и чёткое переключение звуков, различных по месту
артикуляции.
В период автоматизации большое значение придается неоднократному
повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению
на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая,
осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков.
Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае,
если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
Структура логопедического занятия на этапе постановки звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения, специальные
артикуляционные упражнения, упражнения по развитию силы голоса и выдоха
3. Объявление темы занятия.
13

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных
упражнений, механическим воздействием)
5. Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка
(кончик, спинка, корень), участие голосовых складок, а так же характер выдыхаемой
струи воздуха.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное
проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха
8. Закрепление звука в слогах
9. Закрепление звука в словах.
10. Закрепление звука в предложениях, стихах, скороговорках.
11. Итог занятия и оценивание работы ребенка на занятии проводится с
положительным направлением.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное)
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука
7. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах.
10. Закрепление звука в словах.
11. Закрепление звука в предложении.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения,
моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное,
индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков.
6. Характеристика звуков.
7. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами.
11. Дифференциация звуков в предложениях, стихах
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Итог занятия и оценивание работы ребенка.

14

2.4. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Диагностика речевого развития проводится по методике Н.В. Нищевой, авторы –
составители А.М. Быховская, Н.А. Казова «Диагностика речевых нарушений»
1.Итоговый контроль осуществляется по истечении сроков коррекционной
работы над звуком (результат отражён в речевой карте).
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- Чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.
2.Текущий контроль осуществляется на каждом занятии

15

3. Организационный раздел.
3.2 СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФФНР
У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 5-6 ЛЕТ
1 период
Основные
содержание
работы

Звуковая
сторона речи

Произношение
Фонематическое
восприятие
Развитие речи

Сентябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Октябрь
Произношение

Фонематическое
восприятие
Развитие речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков:
гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные —[м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’],
[к]-[к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда
гласных на твердой имягкой атаке, с различной силой голоса иинтонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко- слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса,
ударением;воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом;
произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах; в предложениях.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой
оболочке слова, слуховой памяти
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.

16

Ноябрь
Основные содержание
работы

Звуковая сторона речи

Произношение

Фонематическое
восприятие
Развитие речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии синдивидуальными
особенностями речи детей).
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и
повествовательно йинтонации
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского,
женского,среднего рода.

Основные содержание
работы

Звуковая сторона речи

Декабрь
Произношение

Фонематическое
восприятие
Развитие речи

Выработка дифференцированныхдвижений органов артикуляционного аппарата.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии синдивидуальными особенностями
речи детей).
Различение односложных и многосложных слов.Выделение звука из ряда других звуков.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речикатегорий прошедшего времени
глаголов множественного числа
.

17

Январь

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Произношение

Фонематическое
восприятие

Выработка дифференцированныхдвижений органов артикуляционного аппарата.
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звукв ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении ссогласными;
• в словах, где изучаемый
звук находится в безударном слоге.
Выделение ударногогласного в начале слова, выделение последнего согласногозвука в
слове.
Выделение среднего звука в односложномслове.
Практическое усвоениепонятий “гласный — согласный” звук.

Развитие речи

Составление предложений подемонстрации действий.
Объединение этихпредложений в короткий текст

18

2 период

Февраль

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Произношение

Продолжение работы надразвитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков впредложениях и коротких текстах
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
изолированно; в открытых слогах (звукв ударном слоге); в обратных слогах; в закрытых слогах;
в стечении ссогласными; в словах, где изучаемыйзвук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] —
[в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также:
в обратных слогах; в слогах со стечениемдвух согласных; в словах и фразах
Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают
Фонематическое
восприятие
дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.
На этом же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в положении после
согласного в слоге; осуществление анализа и синтеза прямого слога; выделение согласного звука в начале слова;
выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с “твердый — мягкий звук” и “глухой—
звонкий”.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] —
[н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); по глухости —
звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и
фразах; составление предложений с определенным словом; анализ предложений по количеству слов..
Развитие речи
Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже иобразования относительных
прилагательных; согласования порядковых числительных с существительным.
Закрепление умения: подбирать однокоренные слова; образовывать сложные слова; составлять предложения по
демонстрации действий, картине, вопросам; распространять предложения за счет введения однородных
подлежащих, понятиями анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. сказуемых,
дополнений, определений;
• составлять предложения по опорным словам;
• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на
новом словесном материале.
19

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Март
Произношение

Автоматизация поставленных звуков всобственной речи.

Фонематическое
восприятие

Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количествомзвуков.

Развитие речи

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.

Апрель
Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Произношение

Фонематическое
восприятие

Развитие речи

Дифференциация звуковпо месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л]; в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
Закрепление умений,полученных ранее, на новом речевом материале.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков,стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно- практической
деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
20

Основные
содержание работы

Звуковая сторона
речи

Май
Произношение

Фонематическое
восприятие
Развитие речи

Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного
аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.Совершенствование
интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных
грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
 дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов извуков в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определятьместо звука в слове;
 различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
 овладеть интонационными средствами выразительности речи впересказе, чтении стихов

21

3.2 3.2 СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФФНР
У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 6-7 ЛЕТ
1 период
Произношение

Сентябрь

Индивидуальные занятия

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з],
[з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р],[р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий..
1. Звуковой анализ и синтез слогов и слов,

Фонематическое
восприятие

Развитие речи

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно
произносимых звуков
1. Формирование грамматически правильной речи Анализ звукового состава правильно
произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития
фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка),
последовательное называние гласных изряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет
сравнения исопоставления: существительных единственного и множественного числа с
окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных
множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа
родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).

22

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Октябрь
Произношение

Закрепление правильного произношения звуков[у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’],
[м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].

Фонематическое
восприятие

Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”;выделение последнего согласного из
слов (“мак”, “кот”).
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного изслов, например:
“ком”, “кнут”.
Выделение первогосогласного в слове. Анализ и синтез слогов (“та”, “ми”) и
слов: “суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза
проводятся в игровой форме).
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с
существительными (залаяла собака, залаяли
... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и
множественном числе(поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой
принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка).

Развитие речи

Ноябрь
Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Произношение
Фонематическое
восприятие

Развитие речи

2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п],[т], [м], [к], [д],
[к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]
в различных звуко- слоговых структурахи словах без проговаривания.
. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквамиу, а, и, п, т, м, к,
о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно
отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из
цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “am”, “ит”.

Словарная работа. Привлечение вниманияк образованию слов способом присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой —
меховая, лимон — лимонный —лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад);
к словам с уменьшительно- ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).
23

Декабрь
Произношение
3. Дифференциация правильно произносимых звуков:[к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].
4. Усвоение слов различной звуко- слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)в
связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических моделейслов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá— та.

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Определение ритмических моделейслов: вата—тáта, вода—татá и т. п.
Фонематическое
восприятие

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтениепрямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с
ориентировкой на гласную букву.
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов,например: “сом”, “кит”.

Развитие речи

Постепенное усвоение терминов“звук”, “буква”,
“слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”,“твердый звук”, “мягкий звук”.
Предложение, связнаяречь.
Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением
(Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: (кто? что делает? делает
что?); составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме;
воспитание навыка отвечать кратким (одним словом)и полным ответом на вопросы.
Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под,
над, с, со по картинкам,по демонстрации
действий, по вопросам.Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.Заучивание
текстов
наизусть.
24

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

2 период

Январь

Произношен Индивидуальные занятия
ие
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в
соответствии с индивидуальными планами и планами подгрупповых
занятий.
2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
звуков (строительство, космонавт и др.).
Подгрупповые занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков:[с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д],
[д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’].
Фонематич 1. Звуковой анализслов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов.
Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки
еское
гласные и согласные; твердые имягкие.
восприятие
Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге одингласный
звук).Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый, согласный, второй —гласный, третий —
мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.).Составление слов избукв разрезной азбуки, из данных слогов,
дополнение слов недостающимибуквами (по следам устного анализа).Преобразование слов(суп — сук, Тата — Ната)
за счет заменыодной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”.
Развитие
1. Развитие внимания кизменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени
речи
действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...).
Усвоение форм множественного числа род. падежа сущ. (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к
падежным окончаниям сущ. х (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой.); к согласованию прил. с сущ. Муж.
и жен. рода в ед. и мн. числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики); к согласованию прил. с
сущ. Сред. рода и сопоставлению окончаний прил. мужского, женского и среднего рода в ед. и мн. числе(ой ...
голубой платок ая... голубая лента; ое ...голубое платье; ые ... голубые полотенца).
Употребление сочетаний прил. с суще. Ед. и мн. числа в составе предложения в разных падежах (В зале много...
светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика.).
Воспитание умения в простых случаях сочетать числ. с сущ. в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья...
пять платьев, две рубашки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление гл. наст. , прош. и буд. времени (катаю —
катал — будукатать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил).
2. Словарная работа. Привлечение вниманияк образованию слов (нановом лексическом материале) способом
присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал);
способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;
пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).
25

Февраль
Произношение

Индивидуальные занятия Постановка и первоначальное
закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с
индивидуальными планами и планами подгрупповых занятий .Формирование связной, грамматически
правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Фонематическо
е
восприятие

Развитие речи

Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] —[с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] —[д’],
[д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’]
— [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания). Дифференциация правильно произносимых звуков:[с]
— [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р]
— [р’], [л] —[л’].
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением
правильного произношения перечисленных звуков. Анализ и синтеззвукового состава слов, усвоенной
звуко-слоговой структуры Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам илипо модели.
Предложение Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с
предлогами. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью
своей речи.
Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений вразличных падежных
формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к
заводу). Привлечение внимания к глаголам счередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...).
Образование уменьшительно- ласкательной формысуществительных и прилагательных (У лисы длинный
пушистый хвост. У зайчика коротенький, пушистый хвостик). Предложения Привлечение вниманияк
порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление
предложений без предлогов и с предлогами на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в
начальной форме (скамейка, под, спать,собака — Под скамейкой спит собака...). Составление предложений
с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку —Дети видели в лесу серенькую
белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение
пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за) домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома.
Закрепление навыков составления полного ответа на поставленныйвопрос. Связная речь Составление
детьми предложений по результатам выполнения словеснойинструкции (надо встать со стула, выйти из-за
стола, подойти к большому столу, взятьзеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полкушкафа).
Развитие умения составить рассказ из предложений, данных взадуманной последовательности. Развитие
умения пересказывать тексты.Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов,скороговорок.
26

3 период
Произношение

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Фонематическое
восприятие

Развитие речи

Март

Индивидуальные занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии
с индивидуальными особенностями детей
Подгрупповыезанятия
1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч],[щ] и всех ранее пройденных звуков
Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] —[с] — [с’], [б] — [б’] — [п] —
[п’], [д] —[д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш]
— [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания).
Дифференциация правильно произносимых звуков:[с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т],
[г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] —[л’].
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в
связи с закреплениемправильного произношения перечисленных звуков. Анализ и синтез
звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры Закрепление навыка подбора
слов к звуковым схемам илипо модели. Предложение Формирование умения делить на
слова предложения простой конструкции без предлогов и спредлогами. Пересказ
прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей
речи.
1. Развитие внимания кизменению грамматических форм слова в зависимости отрода, числа,
падежа, времени действия
Закрепление полученных ранеенавыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале)полученных навыков
образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения.
Образование существительных, обозначающих лица поих деятельности, профессии (учитель,
учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать
образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова
(снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительноласкательной формы существительных иприлагательных (на усложненномлексическом
материале). Привлечение вниманияк многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа,
иголки у елки).
3.
27

Апрель
Произношение

Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Фонематическое
восприятие

Развитие речи

Индивидуальные занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии
с индивидуальными особенностями детей подгрупповые занятия 2) Различение на слух:[ч] —
[т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш
3)Дифференциация правильно произносимых звуков:[ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] —
[ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’
Звуки и буквы
Дальнейшее развитиенавыков различения звуков.
Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения).
Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и
сравнения на слух сочетаний, например:ля-лья
Слово Подбор слов по схемам и моделям.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение
которых не расходится с написанием
Усвоение буквенного состава слов различной сложности.
. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале)навыков составления и
распространения предложений.
Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под)
стола.
Привлечение вниманияк предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали.
Дети бегали ипрыгали).
Составление предложений по опорным словам, например: мальчик,рисовать, краски.
Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами
“чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идетдождь.
Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением
“который” (Роме понравился конструктор.
Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, которыйподарил ему брат).

28

Май









Основные содержание работы

Звуковая сторона речи

Произношение

Фонематическое
восприятие

Развитие речи

Индивидуальные занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с
индивидуальными особенностями детей
Подгрупповые занятия
Усвоение многосложных слов всвязи с закреплением правильного произношения всех звуков речи
(учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. Анализ слов сложного
звуко- слогового состава
Правильное слоговоечтение небольших рассказов.
Закрепление умения давать точные ответыпо прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту,
пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний
период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов,
различные упражнения в занимательной форме, выкладываниеиз букв разрезной азбуки и письмо слов и
предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков
описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного
слитного чтения Предложение Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов)
предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом исамостоятельно. Выделение в
предложении отдельных слов,
. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при
пересказе сложныепредложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь
фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления
рассказа покартинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов,
скороговорок.

Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на
практическом уровне; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
29

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Методологическая база.
Положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в
психическом развитии ребенка;
Исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова и поэтапного
формирования действий П.Я. Гальперина.
Программы:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием».
Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
"От рождения до школы" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др....2019, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования.
Научно-методические рекомендации: Забрамной С.Д, Нищевой Н.В., Вахрушева
А.А., Зворыгиной Е.В., Комаровой Т. С, Зацепиной, Л.Е. Журовой, МБ, Коноваленко
В.В, Ткаченко Т.А. и др.
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от
24.07.1998.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" А именно:
Ст.2 (о понятиях «образование», «воспитание», «обучение»)
Ст.28 (п.1 о самостоятельности МАДОУ в осуществлении образовательной
деятельности., п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий
по реализуемым ими образовательным программам».),
30
Ст.12п.5 («Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»)
Ст.42п.2 (о психолого-педагогической помощи и проведении логопедических и
компенсирующих занятий),
Ст. 47 О правовом статусе педагогических работников,
Ст64 О дошкольном Образовании
Ст.79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья п.1-5
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 ноября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января
2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13
февраля 2019 г. регистрационный N 53776).

Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования», в соответствии с
письмом Минобрнауки России от 21.10.2010 № 03-248,
Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня
учителя-логопеда) с. 137 – 140.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». (Утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)
-- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10
- Устав ДОУ и локальные акты
- социальный заказ:

Заказ современного государства.

Микросоциальный заказ школ.

Приоритетные задачи района в дошкольном образовании
- возможности Учреждения
- запросы родителей (законных представителей) воспитанников
Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого медико- педагогическом консилиуме».
Непосредственно образовательная деятельность проводится согласно учебному
плану, учебному календарному графику, расписанию НОД на неделю и режиму дня для
каждой возрастной группы (СанПиН

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».