Содержание
Паспорт программы развития ................................................................................................ 3
Пояснительная записка ............................................................................................................. 7
1. Информационная справка о ДОУ .......................................................................... ……10
2. Проблемно-аналитическое обоснование Программы развития ДОУ………………….14
3. Концепция развития ДОУ ................................................................................................ 22
4. Стратегия и тактика реализации Программы развития ДОУ ...................................... 25
5. Система программных мероприятий ............................................................................. 29
6. Этапы реализации Программы развития ДОУ .............................................................. 33
7. Управление процессом реализации программы развития ДОУ................................... 35
8. План действий по реализации программы развития ДОУ............................................. 37
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МАДОУ детский сад № 19 «Теремок»
Наименование
Программы
Программа
развития
Муниципального
автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 19
«Теремок» (далее - ДОУ) на 2025-2029г.
Документы,
послужившие
основанием для
разработки программы
развития
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (с изменениями на 7
октября 2022 года, редакция, действующая с 13 октября 2022
года);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р.;
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
(п.4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв.
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
№16);
Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 №
Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие дополнительного образования детей, выявление и
поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"»;
Профессиональный
стандарт
педагога
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Минобрнауки
РФ от 17 октября 2013г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам
дошкольного
образования,
утвержденный
приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373;
Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07 «Об усилении мер безопасности»;
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
от 9 ноября 2022 года № 809;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении
федеральной
образовательной
программы дошкольного
образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 №
72149).
3
Назначение
Программы
Миссия
Программа
развития
ДОУ
определяет
стратегию
совершенствования системы образования; характеризует
имеющиеся основные тенденции, цели, задачи образования в
детском саду, особенности организации кадрового и
методического обеспечения образовательной деятельности,
критерий эффективности, планируемые конечные результаты.
Построение работы ДОУ с учетом социального заказа
общества на основе стратегических направлений экономики,
социальной
политики
государства
и
его
конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Обеспечение
устойчивого
развития
образовательной
организации, соответствующего национальным проектам,
приоритетным
направлениям
развития
дошкольного
образования для разностороннего развития ребёнка в период
дошкольного
детства
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических
и национально- культурных традиций.
Задачи программы
1. Повысить качество и доступность дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
2. Оптимизировать содержание образовательного процесса в
дошкольном учреждении.
3. Обеспечение эффективного процесса повышения
квалификации и переподготовки педагогических работников с
целью гарантированного обеспечения профессионального
уровня педагогов с учетом Профессионального стандарта
педагогов.
4. Выявление потребностей и поддержка образовательных
инициатив семьи в процессе взаимодействия родителей детей с
ОВЗ.
5. Совершенствовать систему социального партнерства ДОУ
общественными и некоммерческими организациями округа.
6. Организация в соответствии с требованиями предметноразвивающей среды и обновление материальнотехнического оснащения учреждения, в том числе для детей
с ОВЗ.
7. Создать единое образовательное пространство на основе
использования новых информационных и
телекоммуникационных технологий.
Сроки и этапы реализации Реализация Программы: с 2025 по 2029 годы.
Программы
Этапы реализации Программы:
1. Организационно-подготовительный этап (2025 г.).
2. Внедренческий (основной) этап (2026–2028 гг.).
3. Аналитико-рефлексивный (заключительный) этап (2029 г.).
Цель программы
4
Финансовое
обеспечение
Программы
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
Контроль за
реализацией
Программы
Выполнение Программы обеспечивается за счет различных
средств финансирования: муниципального бюджета и
дополнительные привлеченные средства (спонсорские взносы,
добровольное пожертвование и прочие доходы)
• Приведение в соответствие с Федеральным законодательством
ОП ДО.
• Эффективная реализация Образовательной программы ДОУ.
• Социализация дошкольника, обеспечение необходимого
уровня развития в соответствии с возрастом, успешный
переход ребенка к обучению в общеобразовательных
учреждениях.
Повышены профессиональные компетентности
педагогических работников в области организации
образовательного процесса и обновления содержания
образования в соответствии с ФОП ДО, в том числе при работе с
детьми с ОВЗ.
• создание развивающей среды и материально- технической
базы в группах в соответствии с образовательными областями
основной образовательной программы ДОУ, в том числе для
детей с ОВЗ;
• создание доступной среды для детей с ОВЗ.
• Организация эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в
процессе образовательной деятельности.
• Внешний контроль за реализацией Программы осуществляет
МКУ Управление образования КГО.
• Внутренний контроль за реализацией Программы
осуществляют органы управления ДОУ на основе организации
текущего и итогового контроля.
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом
глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, быстрой
адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Однако
возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из
наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной
справедливости и политической стабильности.
Для современного этапа развития общества характерно становление
принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её
начальному звену – дошкольному воспитанию. Целевыми установками образовательной
политики государства на данном этапе стало осуществление комплекса мероприятий,
направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной
компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования, замена
ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Целевые установки
образовательной политики направлены на качественно новый уровень образования,
который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую,
физически здоровую личность молодого гражданина России.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом
работать в новом режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Развитие ДОУ - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый
процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся
инновационной направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
Для полноценного развития образовательного учреждения
необходимо
построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель
дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее
составляющих, что в первую очередь зависит от правильно выбранной стратегии, то есть
от плана развития учреждения.
Актуальность разработки и внедрения программы развития МАДОУ детский сад
№ 19 на период с 2025 по 2029 годы обусловлена изменениями в государственнополитическом устройстве и социально- экономической жизни страны.
Программа развития разработана в соответствии с требованиями статьи 28
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ориентирована на
реализацию стратегических целей государственной политики в области дошкольного
образования и удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса.
Программа руководствуется требования:
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее ФГОС ДО);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП
ДО);
особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета,
образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных
представителей).
Программа развития позволяет реализовать три основные функции дошкольного
уровня образования:
- воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и
культурной идентичности дошкольников;
-создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на
духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой
6
Родины;
-создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей до
поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места
проживания. Программа отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и
организационные ресурсы.
Программа развития спроектирована исходя из конкретного анализа исходного
состояния ДОУ, территориальной специфики (возможности внешнего окружения
детского сада), специфики контингента детей, потребностей родителей воспитанников, а
также с учетом возможных рисков в процессе реализации программы.
Обеспечивая свое назначение, Программа развития обладает следующими
качественными характеристиками:
• актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
будущей (перспективной) системы образовательной деятельности детского сада;
• прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых
действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному
учреждению.
Просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации
программы; намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и
условиям, в которых она будет реализоваться;
• рациональность - программой определены цели и способы их достижения, которые
позволят получить максимально возможные результаты;
• реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и
возможным, т.е. между целями программы и средствами для их достижения;
• целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих
полноту состава действий, необходимых для достижения цели и согласованность связей
между ними;
• контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели,
задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов
развития ДОУ;
• нормативно-правовая адекватность-соотнесение целей программы и планируемых
способов их достижения с законодательством федерального, регионального,
муниципального и локального уровней;
• чувствительность - свойство программы своевременно обнаруживать отклонения
реального положения дел от предусмотренного программой для своевременного
принятия соответствующего решения.
Программа развития МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» определяет стратегию
совершенствования системы образования; характеризует имеющиеся основные
тенденции, цели, задачи образования в детском саду, особенности организации
кадрового и методического обеспечения образовательной деятельности и
инновационных преобразований образовательной системы, критерий эффективности,
планируемые конечные результаты.
С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель
развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный
социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность.
Программа развития, способствуя формированию современного образовательного
пространства ДОУ, определяет основные задачи образовательного учреждения, помогает
выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические
линии на будущее.
Разрабатывая пути обновления педагогической деятельности, в программе
учитываются тенденции социальных преобразований в поселке, КГО, запросы
7
родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Авторы программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в
содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых
корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по
развитию учреждения.
Система управленческих действий, заложенных в программу затрагивает всех
участников образовательных отношений: детей, педагогов, администрацию, родителей.
Координация и контроль возлагается на заведующего ДОУ.
8
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА о ДОУ
Полное наименование
ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 19 «Теремок»
Сокращенное
официальное
наименование
МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» (далее ДОУ)
Место нахождение
624152, Свердловская область,
г. Кировград, п. Нейво-Рудянка,
ул. Молодцова, д.22
Режим работы
ДОУ функционирует в режиме полного рабочего дня (12 часовое
пребывание). Режим работы: понедельник – пятница с 07.00 до
19.00.
Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни,
установленные Законодательством Российской Федерации.
Администрация ДОУ
Заведующий– Ермакова Наталья Николаевна
(тел. 8-908- 914-51-14);
Старший воспитатель– Варламова Татьяна Александровна
(тел. 8- 908- 635 -13- 59);
Заведующий хозяйством – Хайруллина Алена Максимовна
(тел. 8- 900- 200- 62- 69).
Электронный адрес
ДОУ
Официальный сайт ДОУ
dc19teremok@yandex.ru
http://19krv.tvoysadik.ru/
Сведения о
воспитанниках
(количество групп,
возрастной состав)
Основной
структурной
единицей
ДОУ является
группа детей. В ДОУ функционирует шесть групп, из них:
первая группа раннего возраста (1,5- 2 года)- 1
вторая группа раннего возраста (2 - 3 лет) – 1
младшая группа (3 – 4 лет) – 1
средняя группа (4 – 5 лет) – 1
старшая группа (5 – 6 лет) – 1
подготовительная группа (6 – 7 лет) – 1
Плановая
наполняемость
134 ребенка
9
Образовательное пространство ДОУ
ДОУ владеет, пользует и распоряжается закрепленным за ним на праве
оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и
законодательством Российской Федерации. ДОУ несет ответственность перед
собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним
имущества.
Педагогический блок:
- 6 групповых ячеек, которые состоят из групповой комнаты, туалетной, спальной
комнаты, раздевалки;
- кабинеты и залы: кабинет заведующего, делопроизводителя, методический
кабинет, музыкальный и спортивный зал, кабинет логопеда, психолога, дефектолога.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации предметно-развивающей среды оборудованы центры игровой активности для
организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной
с воспитателем).
Медицинский блок: изолятор.
Хозяйственный блок: пищеблок, кабинет заведующего по хозяйственной работе,
прачечная, гладильная, склады, подсобные помещения, кладовые, комната охраны.
На территории ДОУ компактно размещены: прогулочные и игровые площадки,
спортивная площадка.
Кадровый потенциал ДОУ
На момент написания Программы развития общее количество административных и
педагогических работников составляет 19 человека, из них:
- заведующий;
- старший воспитатель;
- заведующего по АХР;
- 12 воспитателей;
- 1 учитель-логопед;
- 1 инструктор по физическому воспитанию;
- 1 музыкальный работник;
- 1педагог–психолог
- 1 учитель-дефектолог.
Сведения о педагогических кадрах:
Образовательный ценз:
- высшее профессиональное образование– 3 человек - 17,65%
- среднее специальное образование– 14 человек - 82,35%
Квалификационные характеристики:
- Высшая квалификационная категория– 1педагог 5,88 %
- Первая квалификационная категория– 4 человека 23,5%
- Соответствие категории– 12 педагогов 70,62%
- Количество не аттестованных педагогических работников- 0
Педагогический стаж:
-с 0 до 5лет–4 человека;
-с 5 до10лет– 3человек;
-с 10 до15лет- 2 человека;
- свыше 15лет–7 человек;
Воспитатели: 12 человек
10
- Специалисты:
- 1 музыкальный руководитель;
- 1 инструктор по физическому воспитанию;
- 1 учитель–логопед;
- 1 педагог–психолог
- 1 учитель-дефектолог.
Социальный статус семей ДОУ
Общее количество семей–102, из них:
- Полные семьи–72;
- Неполные семьи–30;
- Многодетные семьи–37.
Образование родителей в ДОУ:
- Родители с высшим образованием–47%;
- Родители со средним образованием–48%;
- Родители с неполным образованием–5%.
Программное обеспечение ДОУ
Образовательный процесс в ДОУ строится на основе Образовательной программы
дошкольного образования ДОУ.
Информация о социуме:
ДОУ осуществляет
взаимодействие
со следующими
социокультурными
учреждениями:
Службы пожаротушения 13 ОФПС:
-встреча с сотрудниками 13 ОФПС;
-экскурсии в пожарную часть
Взаимодействие с библиотекой:
- посещение тематических встреч;
- участие в беседах, викторинах, выставках
МАОУ СОШ №9:
- встреча школьников с дошколятами (реализация проектов)
МАУ «ДК Металлург КТГ»:
-посещение и участие в мероприятиях
Работа с органами ОГИБДД:
- приглашение сотрудников на педагогические совещания, родительские собрания;
- экскурсии детей в ОГИБДД;
- проведение совместных мероприятий: беседы, занятия, развлечения
Проект «Шире круг»
- социальное взаимодействие, театры, волонтерские отряды, музеи.
МАУК «Центр культурного досуга»
- участие в праздничных мероприятиях детского сада.
МУВО №5 АО «Атомохрана» кинологи
- встреча с сотрудниками, знакомство с профессиями
НКО ХКО «Хутор чистый»
- знакомство с традициями, народными играми, культурой народов.
МБУК «Новоуральский театр кукол»
- показ кукольных спектаклей.
11
Финансовое обеспечение ДОУ
Образовательные услуги в рамках муниципального задания предоставляются ДОУ бесплатно.
Услуги по уходу и присмотру за детьми финансируются за счет субсидии, рассчитываемой по
нормативу подушевого финансирования, установленного муниципальными органами власти.
12
2. ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ДОУ
Предпосылками к созданию Программы развития ДОУ на период 2025- 2029 гг.
послужили изменения в образовательной политике государства и региона. Целевые
установки образовательной политики акцентируют внимание на: обеспечение устойчивого
развития образовательной организации, соответствующего национальным проектам,
приоритетным направлениям развития дошкольного образования для разностороннего
развития ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно – нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций; поддержку семьи и детства; расширение
спектра
образовательных
услуг;
информатизацию
образования;
повышение
профессиональной компетентности педагогических работников в области организации
образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФОП ДО,
в том числе при работе с детьми с ОВЗ.
В связи с введением ФОП ДО, возникает новая предметность в научно- практической
деятельности педагогов и руководителя - проектирование образовательного пространства,
изменение структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности
Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно
изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и
взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума,
привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.
Под влиянием внешних факторов и с учетом внутренних возможностей возникла
потребность в разработке Программы развития ДОУ.
Анализ образовательного процесса.
Актуальное состояние:
Содержание образования в ДОУ строится согласно Образовательной программы
дошкольного образования и реализуется в различных формах организации
педагогического процесса. ДОУ осуществляет образовательную деятельность на основе
идей отечественной педагогики с использованием современных методов и технологий.
Образовательная политика ведется в соответствии с законодательными и нормативными
актами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО,
СанПиН.
Образовательная деятельность в группах детского сада осуществляется в
соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного
образования.
Образовательный процесс в ДОУ базируется одновременно на двух основаниях:
планировании, которое направлено на освоение детьми определенного содержании и
программ (стратегия педагогического процесса) и педагогической импровизации,
посредством которой педагоги варьируют содержание, формы и методы в каждой
конкретной ситуации (тактика педагогического процесса).
Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ находится на достаточно
высоком уровне, о чем свидетельствуют как мониторинг родителей воспитанников, так и
результаты анализа освоения программного материала.
В настоящее время воспитанникам ДОУ оказываются только бесплатные услуги.
Анализ степени удовлетворенности родителями качеством образовательного
процесса показывает, что:
- большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых услуг
(96%).
13
Проблемное поле:
В связи с ведением ФОП ДО все острее становится проблема обновления
содержания образования в детском саду. В связи, с чем необходима объемная работа по
модернизации содержания образования детей, форм организации детской деятельности,
планирования образовательной работы педагогов, повышению уровня профессиональных
знаний и умений.
Перспективы развития:
Расширение спектра взаимодействия с социумом в вопросах повышения качества
образовательной услуги, разработка путей преемственности дошкольного и начального
школьного образования. Повышение уровня профессиональной компетентности и
развитие корпоративной культуры педагогов, что позволит улучшить показатели
образовательной деятельности, социально-психологический климат в коллективе,
повысить конкурентоспособность ДОУ, доверие к нему сотрудников и социума.
Разработка и проведение мониторинга качества образования в рамках введения
ФОП и ФАОП ДО.
Осуществление методического сопровождения реализации ФОП и ФАОП ДО.
Анализ здоровьесберегающей деятельности
Актуальное состояние:
Для реализации задач здоровьесбережения и физического развития в ДОУ работа
осуществляется по следующим направлениям:
• Диагностика физического развития дошкольников;
• физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа на основе широкого
применения здоровьесберегающих методов и приемов;
• организация двигательного режима в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями дошкольников;
• планирование
и организация
физкультурных
и закаливающих
мероприятий;
• воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни;
• работа с педагогическим
коллективом
по изучению
вопросов
здоровьесбережения;
• взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам физического развития и
оздоровления.
В ДОУ созданы материально-технические и предметно-развивающие условия:
медицинский блок (изолятор), спортивный зал, оснащенные необходимым спортивным
оборудованием. Во всех группах оборудованы центры двигательной активности, где
имеется необходимое оборудование для физического развития и проведения
профилактических мероприятий с дошкольниками.
Ежемесячно анализируется заболеваемость воспитанников ДОУ. Средняя
посещаемость по детскому саду составляет 77 %.
В рамках здоровьесбережения проводится работа педагогов, которые
систематически проводят комплекс оздоровительных и закаливающих мероприятий с
учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников, обеспечивая
адаптацию и щадящую тренировку детского организма. Комплекс оздоровительных
мероприятий включает: воздушное закаливание, босохождение, хождение по
корригирующим дорожкам, зрительная и дыхательная гимнастика.
Поддержанию и укреплению здоровья воспитанников способствует соблюдение
требований СанПиН при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении
предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения,
при организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в детском
14
саду, организации питания.
В детском саду ведется работа с родителями по пропаганде здорового образа
жизни: оформление тематических стендов, совместные спортивные праздники,
индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам.
Несмотря на общую положительную тенденцию работы детского сада по
здоровьюсбережению вызывает тревогу состояние здоровья и уровень утомленности
работников детского сада, что значительно влияет на производительность труда и на качество
образовательной деятельности. Данная ситуация требует серьезного решения.
Проблемное поле:
Все чаще в ДОУ поступают дети, имеющие II или III группу здоровья, требующие
повышенного внимания, консультаций специалистов.
Рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников),
проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Хотя физкультурнооздоровительная и профилактическая работа ДОУ и ведутся в системе, но требуют
серьезного внимания вопросы мониторинга здоровьесберегающей деятельности всех
субъектов образовательных отношений, взаимодействия с социумом в вопросах
поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений.
Перспективы развития:
Создание единой системы здоровьесбережения, предусматривающей расширение
сферы деятельности ДОУ в поддержке и укреплении здоровья всех участников
образовательных отношений, укрепление преемственных связей с учреждениями
здравоохранения и спорта ГО, ведение новых форм деятельности в данном направлении.
Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в
вопросах поддержания и укрепления здоровья воспитанников ДОУ, приобщения к
здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения.
Возможные риски:
Родители воспитанников могут недооценивать значимость физкультурнооздоровительной работы дошкольников, предпочитая деятельность детей в
познавательно-речевом и художественно-эстетическом направлении, в ущерб
физического.
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения и
формальное отношения к поставленным задачам.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными
диагнозами.
Анализ нормативно–правового обеспечения
Актуальное состояние:
В детском саду имеется в наличии банк нормативно
– правовых
документов
федерального
и регионального
уровня,
регламентирующих
реализацию «Закона об образовании РФ», ФОП и ФАОП ДО.
В учреждении
есть сайт, на котором
размещен
банк документов
различного уровня и уровня образовательной организации.
Проблемное поле:
Нормативно–правовая база всех уровней выходит не единым пакетом, а с
перерывами, возникает некоторое несоответствие старой и новой базы, что усложняет
работу в данном направлении и работу учреждения в целом.
Перспективы развития:
Приведение нормативно–правовой базы учреждения в соответствии с ФОП ДО, ФАОП
ДО, организация работы учреждения в соответствии с новой нормативно – правовой базой.
Возможные риски:
15
Необходимость постоянного мониторинга новых нормативно – правовых документов
федерального и регионального уровня. Трудоемкость разработки нормативно – правовой
базы, не хватает времени.
Кадровая обстановка в ДОУ.
Актуальное состояние:
В силу того, что педагогический коллектив в ДОУ смешанный, он состоит из
педагогов, не всех имеющих первую квалификационную категорию. Они проявляют
желание и участвуют в конкурсах профессионального мастерства, внедряют в
образовательный процесс нововведения педагогической науки и практики и обеспечивают
максимально возможное качество образовательной услуги.
Основу педагогического коллектива в ДОУ в равной степени составляют молодые
специалисты и педагоги со стажем работы. Актуальной проблемой для ДОУ является
отсутствие опыта работы у молодых педагогов.
Образовательный уровень кадров ДОУ средний: общее количество педагогов с
высшим образованием составляет 17.65%. С педагогами проводится планомерная работа
по повышению их профессионального уровня. Воспитатели учувствуют в работе
районных методических объединениях, приобретают опыт у более опытных коллег.
В учреждении существует сложившаяся система наставничества.
Проблемное поле:
Недостаточный опыт работы в дошкольном организации. Инертность, недостаточно
высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений некоторых
педагогов не позволяет нужным образом спланировать свою педагогическую деятельность и
внедрить ее.
В связи
с введением
ФОП и ФАОП
появилась
необходимость
прохождения педагогами курсов в соответствии с ФОП и ФАОП ДО.
Перспективы развития:
Большая часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они
участвуют в конкурсах профессионального мастерства, являются членами творческих
групп по широкому направлению работы ДОУ, внедряют в образовательный процесс
нововведения педагогической науки и практики.
Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на
более высокую квалификационную категорию, будут составлять фундамент развития
ДОУ.
Возможные риски:
Отток молодых специалистов. Нежелание педагогов в сжатые сроки включаться в
процесс образования.
Социальные ресурсы.
Актуальное состояние:
Социальная работа является неотъемлемой частью образовательной деятельности
ДОУ. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей
воспитанников и населением поселка, а так же налаживание межведомственных связей с
учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.
У ДОУ налажены связи на договорной основе с различными социальными
партнерами. В связи, с чем существует возможность использования их потенциала с
целью повышения качества образовательной услуги; повышения компетентности
взрослых участников образовательных отношений (работников и родителей
воспитанников).
Проблемное поле:
Маленький спектр услуг дополнительного бесплатного образования. В штате нет
единиц педагогов дополнительного образования.
16
Перспективы развития:
Расширение возможностей социального партнерства ДОУ (возможность
участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью
привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды
ДОУ).
Включение ДОУ в реализацию проектов и программ в области образования (в
федеральном, региональном и муниципальном режиме), в рамках участия в
инновационной деятельности.
Большой спектр услуг дополнительного образования различной направленности.
Возможные риски:
Неготовность педагогических кадров работать в инновационном режиме.
Информационно-образовательные ресурсы.
Актуальное состояние:
В ДОУ существует выход в сеть Интернет, собственный сайт и электронная почта.
Также существует официальная группа учреждения в социальной сети ВК.
Наличие информационных стендов и обновление информации на них.
Информирование семей воспитанников на родительских собраниях.
Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на
удовлетворительном уровне.
Проблемное поле:
Средний образовательный уровень педагогов в области использования ИКТ.
Отсутствие локальной сети на рабочих местах воспитателей.
Перспективы развития:
Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа ДОУ
среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования
передового педагогического опыта сотрудников ДОУ в области дошкольного
образования.
Установка локальной сети в ДОУ, связывающей рабочие места заведующей и
педагогов позволит развить информационно – образовательные ресурсы ДОУ.
Материально-технические ресурсы.
Актуальное состояние:
Пространственная предметно-развивающая среда помещений ДОУ соответствует
требованиям программ, реализуемых в ДОУ.
Предметно-развивающая среда в ДОУ представляет собой систему условий,
обеспечивающих развитие детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд
базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, художественноэстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей.
Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее
видоизменять.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации пространственной предметно-развивающей среды, оборудованы центры для
организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной
с воспитателем).
На территории ДОУ компактно размещены: прогулочные и игровые площадки,
спортивная площадка.
Игровые площадки оборудованы инвентарем и сооружениями, приобретенными
подрядной организацией при строительстве ДОУ, а также сделанными родителями
воспитанников.
17
Ограждение территории ДОУ новое, неизношенное.
Система отопления, водоснабжения и канализации находится в исправном
состоянии.
В ДОУ имеется в наличие и функциональном состоянии единиц цифровой техники,
в том числе 11 компьютеров, 4 ноутбуков, 2 медиапроектра, 0 интерактивных доски, 2
микрофона, хорошее музыкальное оборудование, 2 музыкальных центра.
Проблемное поле:
В связи с введением ФОП и ФАОП требуется приведение ППРС в соответствие с
ними.
Перспективы развития:
Возможность пополнения материально-технической базы и предметноразвивающей среды за счет средств местного бюджета и субсидии.
Оснащение РППС (музыкального зала, спортивной площадки, групповых) для
возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Федеральной программы.
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе
детей-инвалидов к объектам инфраструктуры ДОУ.
Приведение ППРС учреждения в соответствие с рекомендациями Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.12.2022года № 03- 2110 по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного
образования.
Возможные риски:
Снижение
объемов
бюджетного
финансирования
на укрепление
материально – технической базы ДОУ.
18
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ
Концепция Программы развития отражает новый этап в развитии ДОУ,
характеризующийся необходимостью адаптации детского сада к изменениям
образовательной политике Российской Федерации.
Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы
интегративного образования для разностороннего развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных
традиций. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов
образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников,
опираясь на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с
учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и
развитие творческого потенциала.
Проблема качества дошкольного образования характеризуется как определяющая
дальнейшее существование и развитие системы сопровождения детей и рассматривается в
трёх аспектах:
• в общегосударственном аспекте качество дошкольного образования определяется
мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества;
• в социальном аспекте определяется соответствием образовательных услуг реальному
запросу родителей;
•
в педагогическом аспекте определяется реализацией принципа вариативности в
образовании, переходом к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с
детьми.
В качестве основных ориентиров, определяющих качество образования ДОУ,
выступают следующие:
- удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного
учреждения;
- благополучие ребенка в детском саду;
- модернизация образовательного процесса в соответствии с внедрением программы
воспитания;
- реализация учреждением Образовательной программы и ее научно- методическое
обеспечение;
- обеспечение государственно-общественного управления учреждением;
- открытость.
Концепция Программы развития предполагает построение модели развития ДОУ,
направленной на повышение качества дошкольного образования путем обеспечения
кадровых,
материально-технических
и
организационно-правовых
условий
образовательной деятельности учреждения, что позволит осуществить переход
дошкольного учреждения в качественно новое состояние.
Методологическую основу концепции программы развития составили:
идеи классической российской дошкольной педагогики К.Д.Ушинского,
Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского о развитии личности, о
воспитательной функции дошкольного учреждения, которая нацелена на оказание
помощи молодому поколению при вхождении в мир, накоплению самостоятельного
социального опыта;
- теоретические разработки С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина - о
закономерностях психического развития личности дошкольника;
- труды российских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского - по
вопросам социализации, творческого развития личности.
Проектирование образовательной системы предполагает выбор и осмысление
19
базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности,
связывают образовательную деятельность с социокультурным окружением, задают
ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении.
Основными целевыми установками ДОУ являются:
• разработка и реализация Основной образовательной программы, обеспечивающей
достаточно необходимый уровень развития с учетом возраста детей разработка
образовательных программ, в которых используютсясовременныематериальнотехническиеусловиявсоответствии с законодательством РФ, с требованиями ФГОС ДО,
ФОПДО, ФАОП ДО;
• достижение
высокого
качества
образовательной
услуги
за счет
совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса:
- повышение профессиональной компетентности работников ДОУ;
- сотрудничество с социальными институтами;
- совершенствование материально-технической базы и предметно- развивающей среды;
- модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в
режиме развития;
• расширение информационно-образовательной среды в ДОУ за счет современных
информационных ресурсов, информационно- коммуникационных технологий;
• максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в
дошкольном образовании.
Для перехода на качественно новый уровень развития педагогический коллектив
обладает необходимыми предпосылками:
- профессионализм и творческий потенциал педагогического коллектива;
- опыт реализации нетрадиционных форм, методов, приемов организации
образовательной деятельности, требующий совершенствования и развития;
- содержательная развивающая среда в группах и в ДОУ в целом в соответствии с
программными требованиями и основными принципами дошкольной педагогики;
- непрерывное повышение квалификации педагогов;
- информационно-методическое обеспечение;
- социальное партнерство с родителями воспитанников, социокультурными
учреждениями, требующее дальнейшего развития.
В условиях социально-экономических преобразований, динамично меняющейся
среды и образовательных потребностей граждан существует необходимость изменения
механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие ДОУ:
✓ повышение эффективности использования кадровых, материально- технических и
финансовых ресурсов;
✓ привлечение инвестиций и обеспечение прозрачности финансирования текущей
деятельности ДОУ;
✓ усиление ответственности за результаты деятельности ДОУ, повышение
результативности образовательной деятельности.
Перспектива новой модели ДОУ предполагает:
• информационную открытость и эффективную систему управления ДОУ;
• эффективную реализацию программы развития, воспитания и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающей условия для развития
способностей ребенка, формирование базовых качеств социально ориентированной
личности, обогащенное физическое, познавательное, социально-коммуникативное,
речевое и художественно- эстетическое развитие;
• обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени
школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного
20
образования, интеграции всех служб детского сада в процесс развития детей;
• личностно-ориентированную
систему
образования,
характеризующуюся
мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;
• расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в
выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно
деятельности учреждения;
•
обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития дошкольного
образования;
• четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательной деятельности;
• информатизация образовательной деятельности учреждения и системы управления ДОУ;
•
информативную, вариативную, полифункциональную и трансформированную
предметно-развивающую среду;
• высокую конкурентоспособность образовательного учреждения.
21
4. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ДОУ
Стратегическая цель программы:
Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений,
ориентированных на развитие Учреждения.
Повышение качества дошкольного образования ДОУ посредством моделирования
нового образовательного пространства.
Тактические цели развития ДОУ:
1. Повышение качества образовательных услуг в учреждении, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
2. Обеспечение эффективного процесса повышения квалификации педагогических
работников.
3. Обеспечение доступности дошкольного образования, достаточно необходимого
уровня развития в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого
ребенка дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума.
Основные задачи программы развития:
1. Повысить качество и доступность дошкольного образования в соответствии с
ФГОС ДО посредством перехода на ФОП ДО и ФАОП ДО.
2. Оптимизировать содержание образовательного процесса в дошкольном
учреждении.
3. Обеспечение эффективного процесса повышения квалификации и
переподготовки педагогических работников с целью гарантированного обеспечения
профессионального уровня педагогов с учетом Профессионального стандарта педагогов.
4. Выявление потребностей и поддержка образовательных инициатив семьи в
процессе взаимодействия, в том числе родителей детей инвалидов и лиц с ОВЗ.
5. Совершенствовать систему социального партнерства ДОУ общественными и
некоммерческими организациями региона.
6. Организация в соответствии с требованиями предметно-развивающей среды и
обновление материально-технического оснащения учреждения, в том числе для детей
инвалидов и лиц с ОВЗ.
7. Создать единое образовательное пространство на основе использования
новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
Согласно стратегии развития ДОУ, с учетом самоценности дошкольного периода
детства строить педагогический процесс в двух взаимосвязанных направлениях подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве.
Главная цель Стратегии – определение приоритетов развития дошкольного
образования ДОУ на период до 2029 года, укрепление и развитие воспитательного
потенциала на основе взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного
образования, повышение доступности качественного образования.
Приоритеты развития дошкольного образования:
- обеспечение доступности дошкольного образования за счет вариативных форм
дошкольного образования;
- создание для всех детей равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.
22
Предлагаемые меры
1. Будет обеспечено обновление содержания и повышение качества дошкольного
образования:
- разработана нормативно-правовая база ДОУ на основе нормативно- правовых
документов различных уровней (федеральный, региональный, муниципальный);
- реализована преемственность дошкольного и начального школьного образования;
- модернизированы условия для здоровьесбережения и физического развития
дошкольников в ДОУ;
- продолжена реализация моделей духовно-нравственного воспитания дошкольников,
основанных на региональных приоритетах (гражданское, патриотическое воспитание);
-созданы условия для повышения квалификации, систематического совершенствования
профессиональной компетентности работников дошкольного образования.
2. Будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие
образования в рамках:
- Подготовки и переподготовки кадров по реализации ФОП ДО и ФАОП ДО;
- внедрения и поддержки механизмов и моделей социального партнёрства,
обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего
поколения;
- интеграции усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных и
образовательных организаций, учреждений культуры, спорта, бизнес-структур и др.) во
взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного,
культурного развития.
3. Будет создана современная система оценки качества образования ДОУ:
- разработана система мониторинга качественной оценки и коррекции образовательной
деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий на развитие детей;
- увеличено количество дошкольников ДОУ участников всероссийских и
международных конкурсов;
- улучшение рейтинговой позиции среди ДОУ региона на основе динамики достижений;
4. Будет обеспечена гибкость и вариативность организационно- управленческих и
финансово-экономических механизмов в ДОУ .
5. Будет обеспечена готовность ДОУ к использованию новых информационных и
телекоммуникационных технологий:
- продолжено
развитие
дистанционного
образования,
расширен
спектр
образовательных сервисов для педагогов;
- обеспечена информационная открытость и прозрачность деятельности посредством
использования Интернет-ресурсов;
6. Будет поддержано обновление состава и компетенций педагогических кадров:
- расширен спектр мер, направленных на повышение профессиональной компетентности
молодых специалистов;
- внедрены качественно новые формы повышения квалификации, предполагающие
индивидуализацию траекторий профессионального развития педагогов, в основе данных
моделей – практики сотрудничества педагогических работников ДОУ: поддержка
стажировок на площадках, где имеется лучший образовательный опыт;
- созданы новые возможности для карьерного роста педагогов, внедрены модели роста
путем введения статусов, связанных с расширенными областями деятельности («педагогнаставник», «педагог-методист»);
-обеспечено внедрение механизмов «эффективного контракта» с педагогическими
работниками: оплата их труда осуществляется по результатам оценки эффективности
деятельности на основании достижения показателей качества предоставляемых
муниципальных услуг.
23
Планируемые результаты
Представленный пакет первоочередных мер в среднесрочной перспективе должен обеспечить
следующие показатели их результативности:
• Успешное внедрение ФОП ДО и ФАОП ДО в практику работы ДОУ.
• Эффективная реализация Образовательной программы ДОУ.
• Социализация дошкольника, обеспечение необходимого уровня развития в соответствии
с возрастом, успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных
учреждениях.
• Информационная открытость и эффективная система управления учреждением.
• Повышение профессионального мастерства педагогических работников детского сада,
овладение педагогическим коллективом инновационными методиками и технологиями.
• Организация эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в процессе образовательной
деятельности, в том числе родителей детей инвалидов и лиц с ОВЗ.
• Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг.
• ППРС учреждения соответствует рекомендациями Министерства просвещения
Российской Федерации от 195.12.2022 года № 03-2110 по формированию инфраструктуры
дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических
материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
• Повышение рейтинга образовательного учреждения.
Представленные
меры
в
перспективе
должны
обеспечить
повышение
конкурентоспособности и качества дошкольного образования ДОУ.
24
5. СИСТЕМА ПРОГРАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основная идея инновационной деятельности ДОУ вызвана необходимостью
модернизации содержания и организации образования в соответствие федеральной
образовательной программой дошкольного образования.
Программа определяет базовые объем и содержание ДО, осваиваемые
обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ДОУ, и
планируемые результаты освоения образовательной программы с целью разностороннего
развития ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально - культурных традиций.
Достижение стратегической цели Программы обеспечивается за счет реализации
поставленных задач.
Решение задачи повышение качества и доступность дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО достигается за счет реализации мероприятий по
следующим основным направлениям:
- повышение качества образования путем создания условий для равного доступа к
образованию с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей детей ДОУ, с целью достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования;
- создание условий для охраны и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - достоинство, права
и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- формирования ценностного отношения к окружающему миру;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Решение задачи оптимизации содержания образовательного процесса в
дошкольном учреждении достигается за счет осуществления программных мероприятий
по следующим основным направлениям:
- обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка;
- обеспечение достаточно необходимым уровнем развития в соответствии с возрастом и
успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательные учреждения;
- решение образовательных задач в разных видах деятельности детей;
- построение системы работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках
образовательной деятельности ДОУ.
25
Решение задачи Обеспечение эффективного процесса повышения квалификации и
переподготовки педагогических работников с целью гарантированного обеспечения
профессионального уровня педагогов с учетом Профессионального стандарта
педагогов достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим
основным направлениям:
- совершенствование системы методического обеспечения и стимулирования
инновационного потенциала педагогических кадров;
- постоянный рост квалификационного уровня педагогического персонала ДОУ;
- повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов;
- создание системы социального партнерства с учреждениями профессиональной
подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта на разных уровнях;
- осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания
положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда;
соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда
работников образовательного учреждения).
Решение задачи по выявлению потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи в процессе взаимодействия, в том числе родителей детей инвалидов
и лиц с ОВЗ достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим
основным направлениям:
- проведение мониторинговых исследований по выявлению потребностей и
удовлетворенности родителей (законных представителей) деятельностью ДОУ;
- вовлечение
родителей
в образовательную
деятельность
посредством
создания совместных образовательных проектов, родительских клубов;
- создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми
творческой, социально значимой деятельности;
выявление и распространение семейного опыта образовательной деятельности с
детьми;
- консультирование родителей по интересующим вопросам специалистами ДОУ
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).
-
Решение задачи совершенствование системы социального партнерства ДОУ с
общественными и некоммерческими организациями города достигается за счет
реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- расширение спектра социального партнерства;
- включение ДОУ в образовательное пространство поселка и КГО, взаимодействие с
социокультурной средой;
- реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем
(детский сад-школа, учреждения дополнительного образования), предоставляющих
каждому обучающемуся ребенку включение в деятельность, необходимую для его
развития;
- построение образовательной практики с учетом региональной политики,
социокультурных тенденций, конкретных потребностей субъектов социального заказа.
Решение задачи организации в соответствии с требованиями предметноразвивающей среды и обновления материально-технического оснащения учреждения
достигается за счет осуществления программных мероприятий по следующим основным
26
направлениям:
- оснащение учебно–методической литературой педагогов ДОУ;
- оснащение предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с рекомендациями
Министерства просвещения Российской Федерации от 195.12.2022 года №03-2110 по
формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и
комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования;
- создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии
с образовательными областями для детей с ОВЗ;
- обеспечение безопасных условий для роста и развития детей раннего и дошкольного
возраста;
- повышение персональной ответственности работников учреждения за обеспечение
безопасности жизни и здоровья детей – воспитанников ДОУ.
Решение задачи создания единого образовательного пространства на основе
использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий
достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным
направлениям:
- использование образовательных ресурсов сети Интернет педагогами ДОУ (участие в
виртуальных конференциях, интернет-семинарах и конкурсах, обучение на
дистанционных курсах повышения квалификации;
- распространение педагогического опыта в Интернет-сети.
27
6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ
I этап–Подготовительный (2025г.)
Цель: проведение аналитической и диагностической работы, разработка плана развития
ДОУ, конкретизация плана реализации программы развития.
Способы достижения цели:
- Анализ результативности работы ДОУ по основным направлениям развития;
- Внесение изменений и дополнений в локальные акты ДОУ в соответствии с
федеральным законодательством;
- Изучение потребностей педагогов, родителей (законных представителей) по
организации образовательных услуг;
- мониторинг организационно-педагогических условий, созданных в ДОУ по
результатам самоаудита предметно–развивающей среды;
- мониторинг качества образовательной деятельности с целью выявления проблем и
потребностей педагогов, детей, родителей (законных представителей);
- разработка плана реализации Программы развития;
- заключение договоров о сотрудничестве с компаниями по приобретению программных
продуктов для педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала,
использования новых программных технологий для сбора, обработки и хранения
информации;
- отбор, анализ и разработка диагностических материалов, ориентированных на изучение
уровня развития у воспитанников целевых ориентиров.
II этап-Основной (2026 г.-2028 г.).
Цель: реализация Программы развития, основных целевых направлений, реализуемых в
рамках проектов.
Способы достижения цели:
- реализация Образовательной программы;
- внедрение инновационных технологий: в работе с детьми, педагогами, родителями
(законными представителями), социумом;
- включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий;
- апробация
системы
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов посредством активных форм в условиях сетевого взаимодействия;
- внедрение системы мониторинговых исследований качества дошкольного образования в
условиях введения и реализации ФОП ДО;
- разработка и апробация критериев экспертной оценки реализации Программы развития;
- совершенствование материально-технической базы.
III этап-Обобщающий (2029 г.).
Цель: отслеживание и корректировка результатов реализации Программы, экспертная
оценка информационного обеспечения образовательной деятельности, разработка нового
стратегического плана развития.
Способы достижения цели:
- создание системы внутреннего контроля реализации Программы развития;
- экспертная оценка итоговых критериев реализации Программы и анализ полученных
результатов;
- создание банка данных диагностических и мониторинговых материалов;
- обобщение и распространение актуального педагогического опыта.
28
7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ДОУ
Непосредственное
управление
реализацией
программы
осуществляется
заведующим. Корректировка программы производится педагогическим советом.
Децентрализованная структура управления предполагает распределение функций
управления программой равномерно между членами управленческой команды, четкое
определение прав, полномочия и меры ответственности каждого из них.
Заведующий:
• Информирование субъектов образовательной деятельности ДОУ о ходе реализации
Программы.
• Организация работы коллегиальных органов.
• Подбор и расстановка кадров.
• Финансовое обеспечение программы развития.
•
Осуществление контроля за реализацией системы кадрового, организационного,
нормативно-правового и финансового обеспечения процессов развития.
Общее собрание работников образовательного учреждения:
•
Содействие организации и совершенствованию образовательной деятельности;
• Заслушивание отчета заведующего о ходе реализации Программы;
• Содействие в совершенствовании материально-технической базы, эстетическом
оформлении групп, кабинетов и благоустройстве помещений и территории;
• Внесение предложений по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания
детей.
Педагогический совет:
• Рассмотрение анализа работы педагогического коллектива в режиме развития за
учебный год;
• Рассмотрение плана работы в режиме развития на новый учебный год;
• Рассмотрение системы мер мотивации, не материального и материального
стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационных процессах.
• Стимулирование становления и развития у педагогов опыта инновационной
деятельности;
• Создание условий для самореализации личности педагога на основе непрерывного
повышения профессионального мастерства.
Старший воспитатель:
• Подготовка анализа работы ДОУ в режиме развития;
• Планирование деятельности педагогического коллектива (разработка годовых планов,
программ, проектов);
• Организация работы творческих групп по разработке технологий реализации
личностно-ориентированного подхода;
• Контроль за инновационной деятельностью педагогов;
• Прогнозирование и планирование подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических и управленческих кадров.
29
8. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ
№
Содержание деятельности
Сроки
Ожидаемый
результат
2025 г.
2026Подгото
2028 г.г.
вительный Основной этап
этап
2029 г.
Обобщающий
этап
Ответственные
Перечень мероприятий по повышению качества и доступности дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО,
ФГОС ДО.
1.
-Приведение документов учреждения в
Высокий уровень
2025 г. 2026-2028 г.
2029 г.
Заведующий,
соответствии с ФОП и ФАОП ДО;
-реализация плана воспитательной работы в
соответствии с ФОП ДО (приобщение детей
к базовым ценностям российского народа);
-заключение договоров с социальными
партнерами, расширение спектра
дополнительных образовательных услуг для
детей:
-аттестация педагогических работников,
прохождение КПК.
Анализ на основе мониторинга
Эффективности реализации мероприятий по
повышению качества образования путем
сотрудничества между родителями, ДОУ и
отделом образования.
Создание условий для отчетности о
Деятельности ДОУ при одновременном
повышении ответственности посредством
развития системы открытого электронного
мониторинга и обязательной публичной
отчетности учреждения.
образовательной
услуги, признание
эффективности
образовательной
деятельности ДОУ
родителями
воспитанников,
органами власти и
социумом.
Старший
воспитатель
Заведующий
хозяйством
2025г.
2026-2028 гг.
2029 г.
2025г.
Ежегодный отчет
О результатах
самообследования ДОУ.
2025-2027 гг.
2028 г.
Аналитические
выводы
Перечень мероприятий по реализации задачи по оптимизации содержание образовательного процесса в
дошкольном учреждении
2.
Комплексная оценка актуального состояния
образовательного процесса в ДОУ.
Проблемно2025г.
ориентированный
анализ качества
образовательных услуг
- Создание кадрового и учебно- методического Высокий
2025г.
профессиональный
обеспечения:
уровень
- -курсовая переподготовка;
педагогического
- участие в работе методических
коллектива, готовность
объединений педагогов, семинарах и
к работе в
конференциях;
инновационном
режиме
2025г.
-обеспечение методической литературой.
- Создание информационного
Обеспечения реализации
образовательной программы:
- информирование общественности через
средства массовой информации о реализации
программы;
подготовка отчета по результатам
самообследования о ходе и результатах
реализации программы
Публикации в
СМИ, публичные
отчеты, сайт
2025г.
05.2026 г.
05.2027 г.
05.2028 г.
2026-2028 гг.
05.2029г.
Заведующий,
Старший
воспитатель
2029г.
Заведующий,
Старший
воспитатель
2026-2028 гг.
2029г.
04.2026 г.
04.2027 г.
04.2028 г.
2029 г.
Обеспечение эффективного процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических работников с
целью гарантированного обеспечения профессионального уровня педагогов с учетом Профессионального
стандарта педагогов
3.
1.Обновление и утверждение
Локальных актов ДОУ, касающихся
деятельности работников, в
Соответствии с документами,
Регламентирующими новый порядок
аттестации, и Профессиональным
стандартом педагога (Правила внутреннего
трудового распорядка, должностные
инструкции, план–графика аттестации
педагогических работников и др.)
Нормативные
документы,
результаты
аттестации
педагогов.
2. Совершенствование содержания работы
Повышение
профессионального
уровня сотрудников
ДОУ
по повышению квалификации
педагогических кадров:
- разработка перспективного плана
повышения уровня профессионального
мастерства;
- систематическая
курсовая
подготовка
педагогов по внедрению ФОП ДО (курсы при
ИРО, также дистанционные курсы);
- организация работы творческих групп на
уровне доу, участие в методических
объединениях;
- обеспечение участия в опытноэкспериментальной и исследовательской
деятельности ДОУ;
- поощрение педагогов (грамоты, отраслевые
награды);
- мониторинг эффективности мероприятий по
повышению профессиональной
компетентности работников ДОУ.
Заведующий,
Старший
воспитатель
2025г.
2025-2026
гг.
2026-2028гг.
2029 гг.
Заведующий
Старший
воспитатель
3. Развитие системы выявления изучения,
обобщения и распространения
педагогического опыта и результатов
опытно-экспериментальной деятельности
руководящих и педагогических работников:
- создание информационной карты тем по
самообразованию сотрудников ДОУ;
- развитие системы выявления изучения,
обобщения и распространения
педагогического опыта в ДОУ;
- участие педагогических и руководящих
работников в интернет- конференциях
различного уровня;
- мониторинг профессиональных
затруднений педагогов;
- обеспечение профессиональной активности
педагогов ДОУ и участие их в
профессиональных и творческих конкурсах
различных уровней.
4. Мероприятия по аттестации
2025-2026гг 2026-2027
Повышение уровня
профессиональной
2027-2028 гг.
компетенции педагогов.
Повышение мотивации
руководящих и
педагогических кадров
к научноисследовательской
деятельности.
Выявление лучших
образцов
педагогической
практики.
2025г
Своевременная
педагогических работников:
аттестация
- внесение изменений в процедуру аттестации педагогических кадров.
педагогических работников в связи с
Повышение
изменением критериев, изменение нормативно- квалификационной
правовых документов, регламентирующих
категории педагогов
процедуру аттестации педагогических
ДОУ.
работников, приведении в соответствие с
требованиями нормативных актов ДОУ;
- электронная портфолизация
педагогического персонала;
- систематизация банка передового
педагогического опыта.
2025-2026
2026-2027
2027-2028 гг.
2029гг.
Заведующий
Старший
воспитатель
2029 г
Заведующий
Старший
воспитатель
5. Совершенствование социальной защиты
педагогических работников:
- реализация комплекса мер, направленных
на создание условий сохранения и
укрепления здоровья педагогических
работников, их оздоровления;
- выплата стимулирующих надбавок за
высокие показатели трудовой деятельности;
-финансовая поддержка молодых
педагогов.
Содействие сохранению 2025 г.
и укреплению здоровья
педагогических
работников,
стимулирование
педагогов за высокие
показатели труда и
молодых педагогов
2026-2028гг.
2029 г
Заведующий
Старший
воспитатель
Перечень мероприятий по выявлению потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи в процессе
взаимодействия, в том числе родителей детей инвалидов и лиц с ОВЗ
4.
1.Мониторинговые исследования:
-по выявлению образовательных потребностей
родителей;
-по удовлетворенности родителей
деятельностью ДОУ;
- по здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
- по основным направлениям изучения семьи
детей с ОВЗ.
2. Совершенствование содержания работы по
организации взаимодействия
с родителями:
-разработка перспективного плана
взаимодействия с родителями;
- организация работы родительских клубов;
- разработка и реализация совместных
образовательных проектов;
- консультирование родителей детей с ОВЗ
специалистами ДОУ и воспитателями.
3. Участие родителей в
совершенствовании материальнотехнической базы ДОУ в соответствии
с требованиями законодательства:
- Помощь в оснащении развивающей
предметно-пространственной среды ДОУ;
- Разработка и реализация совместных
дизайн-проектов по благоустройству и
озеленению территории ДОУ.
Выявление проблем и
недостатков в
деятельности ДОУ,
определение
перспектив
деятельности по их
устранению.
Повышение
профессиональной
компетентности
родителей,
использование
образовательных
возможностей семьи
для повышения
эффективности
образовательной
деятельности ДОУ.
2025г
20252026гг.
Реализация интересов 2025и потребностей семьи 2026гг.
в совершенствовании
материальнотехнической базы
ДОУ.
2026-2028г
2029г
2026-2027
2027-2028 гг.
2028-2029 гг.
2026-2027
2027-2028 гг.
2028-2029гг.
Заведующий
Старший
воспитатель
Перечень мероприятий по совершенствованию системы социального партнерства ДОУ общественнымии
некоммерческими организациями региона
5.
1. Расширение спектра социального
партнерства.
2. Заключение договоров с социальными
партнерами;
3. Реализация преемственности и
открытости в сфере образовательных
подсистем (детский сад-школа,
учреждения дополнительного
образования), предоставляющих каждому
обучающемуся ребенку включение в
деятельность, необходимую для его
развития.
Построение
образовательной
практики с учетом
региональной
политики,
социокультурных
тенденций,
конкретных
потребностей
субъектов
социального заказа.
2025 г.
2026-2028 гг.
2029 г.
Заведующий,
Старший
воспитатель,
педагоги
Перечень мероприятий по реализации задачи по организации в соответствии с требованиями предметно-развивающей
среды и обновления материально-технического оснащения учреждения
6.
Предметно1. Совершенствование предметно
- развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС развивающая среда,
ДО, ФОП ДО:
- оборудование групповых помещений
развивающими пособиями, сюжетными
игрушками, играми, развивающей
направленности;
- приобретение материала для сюжетноролевых игр;
- приобретение развивающих пособий для
детей инвалидов и лиц с ОВЗ.
- пополнение программно- методического,
методико- дидактического и диагностического
сопровождения Образовательной программы,
реализуемой в ДОУ.
2.Совершенствование материальнотехнической базы и предметно- развивающей
среды ДОУ (своевременная замена
изношенного оборудования).
3.Приведение в соответствии с требованиями
СанПин помещений здания.
4.Разработка
и
паспорта доступности.
утверждение
соответствующая
требованиям СанПиН
и программы,
реализуемой в ДОУ,
возрастным
особенностям детей
20252026гг.
2026-2027
2027-2028
гг.
2028-2028
гг.
Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги
заведующий
хозяйством
Ресурсное
обеспечение,
выполнение
требований СанПиН
20252026гг.
2026-2027
2027-2028
гг.
2028-2029
гг.
Заведующий,
заведующий
хозяйством
Ресурсное
обеспечение,
выполнение
требований СанПиН
Предметно развивающая среда,
соответствующая
требованиям
законодательства
20252026гг
2026-2027
2027-2028
гг.
2028-2029
гг.
Заведующий,
заведующий
хозяйством
2026-2027
2027-2028
гг.
2028-2029
гг.
Заведующий.
Заведующий
хозяйством
20252026гг
Перечень мероприятий по реализации задачи по созданию единого образовательного пространства на основе
использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий
Активное
2025г.
2026-2028
2029г.
Заведующий,
7.
1. Информатизация образовательного
процесса в ДОУ:
- использование мультимедийной и
компьютерной техники в образовательной
деятельности ДОУ;
- участие в виртуальных онлайнконференциях и семинарах.
использование
информационных
технологий в рамках
образовательного
процесса
2. Повышение
Высококвалифици
рованный
педагогический состав,
владеющий
компьютерной
грамотностью
20252026гг.
2026-2026
2027-2028
гг.
2028-2029
гг.
Заведующий.
Старший
воспитатель,
педагоги
Статистические данные
20252026гг
2026-2027
2027-2028
гг.
2028-2029
гг.
Заведующий.
Старший
воспитатель
информационнокомпетентности
компьютерной
работников ДОУ:
- Курсы повышения квалификации;
- использование образовательных
ресурсов сети Интернет педагогами ДОУ
(участие в виртуальных конференциях,
интернет- семинарах и конкурсах;
2. распространение педагогического опыта
в Интернет-сети)
3. Мониторинг
процесса
информатизации образовательного
процесса ДОУ
гг.
старший
воспитатель,
педагоги